пятница, 17 декабря 2010 г.

Банковская система и ее структура.

Что стоит за словосочетанием "банковская система"? Поясним: банковская система – это совокупность разных видов кредитных учреждений и национальных банков, которые действуют в денежно-кредитном механизме.
Для этого условимся, что банки – это организации, которые были созданы для привлечения денежных капиталов и, - на условиях возвратности, срочности и платности, - размещения их от своего имени.
Главную роль в банковской системе играет Центральный банк (ЦБ), далее по значению следует сеть коммерческих банков (КБ) и кредитно-расчетных учреждений. Государственную валютную и эмиссионную политику проводит Центральный банк. А также он выступает, как ядро резервной системы и регулирует экономику. Различные виды банковских услуг и операций совершают коммерческие банки. Становится понятно, что главной функцией банковской системы является выполнение роли посредника в перемещении денег покупателям от продавцов и заемщикам от кредиторов.
На сегодняшнее время Центральный банк выделяет финансовые предприятия. Они сосредотачивают свои свободные денежные вклады, в виде кредитов они их дают во временное пользование, являются посредниками во взаимных расчетах и платежах между учреждениями, предприятиями, отдельными лицами. Также финансовые предприятия регулируют эмиссию (выпуск) новых денежных средств.
В странах, где развита рыночная экономика, сложилась следующая структура банковской системы: эмиссионный (Центральный) банк, далее по значимости следуют: универсальные, коммерческие, инвестиционные банки, специализированные банки, ипотечные, сберегательные, инновационные, отраслевые банки, банки потребительского кредита, небанковские кредитно-финансовые институты, внутрипроизводственные банки, инвестиционные компании, страховые компании, ломбарды, пенсионные фонды, трастовые компании и другие.
Описанная структура называется двухуровневой, потому что состоит она из двух основных уровней – ЦБ и КБ.

Розничные банковские услуги.

Розничный банковский бизнес становится одним из наиболее перспективных направлений развития банковского сектора. Это связано, в первую очередь, с огромным потенциалом роста рынка розничных банковских услуг. Кроме того, не надо забывать, что важный источник банковских ресурсов – это сбережения населения, а предоставление широкого спектра банковских услуг населению дает возможность диверсифицировать деятельность банка и снижает банковские риски.
Термин «розничные банковские услуги» появился в деловом обороте недавно и еще не получил однозначного толкования. Чаще всего розничные банковские услуги определяются как услуги, предоставляемые населению с целью удовлетворения семейных и личных потребностей. Эти услуги характеризуются мелкими денежными суммами, мобильностью клиентов, зависимостью от доверия клиентов, направленностью на личные потребности.
К основным тенденциям развития розничных банковских услуг на сегодняшний день можно отнести: комплексность предоставления, расширенный ассортимент, пакетирование услуг, автоматизацию операций и удаленные технологии обслуживания.
Также перспективными направлениями считаются сберегательные и инвестиционные планы, гибкие схемы кредитования, программы лояльности, многоканальные модели сбыта услуг.